Обсуждение впечатления Андрея Левшинова «Голос силы» на тренинге вербальной кармы в этот раз шло в каком-то своеобразном ритме: все единодушно соглашались, что отдых ради престижа или ради отдыха никому не интересен, и… дальше дело не шло. С тем, что голос должен выражать внутренний мир тоже никто не спорил, но, похоже, не очень верилось в собственные возможности такого самовыражения.
Правда, при упоминании о безмерности морской стихии или величественной красоты гор внезапно светлели лица, в глазах появлялось влекущее выражение тайны и устремлённости к необъятному и непостижимому. Словно столкнувшись с истинными стремлениями души, конструкции ума бесследно испарялись, как снежные фигурки под палящим солнцем, таяли, «как дым, как утренний туман».
И вот уже свежий ветер дул в лицо, и души пробуждалась навстречу рассвету, и всходило над головой Солнце, сменяя бархатистость ночи яркими красками просыпающейся юной зари.
Отдых, - рассуждает Лена, - это ещё возможность уехать из большого города с его суетностью, постоянным вторжением в моё личное пространство, суетой. Хочется отправиться ближе к природе, в места, где на одном квадратном километре площади сосредоточено гораздо меньше людей, например, к морю, к этой стихии, с громадным количеством воды, чтобы наполниться её силой. В другом месте этого не обретёшь.
Изменяются и ритм, и глубина обсуждения, появляются образы, сравнения.Кто-то начал прислушиваться к себе и черпать истину оттуда, превращающую обычные слова в сверкающие алмазные россыпи. Тема разговора немножко смещается в сторону желания понять, что же всё-таки дают путешествия и чего ради отправляется человек в дальнюю дорогу. Мы словно следовали за ходом самого впечатления, чтобы высечь собственные искры понимания. - Нужно уединение, возможность побыть наедине с собой. Без конца заниматься одним и тем же невозможно. Даже если это любимое дело. |
Пытаюсь рассказать, что от любимого дела нет усталости, и оно не надоедает в принципе, что если творчески подходить к процессу, он не утомляет, даёт ощущение силы и внутренней наполненности.
- Наполненный человек, - соглашается аудитория, - и отпуск проводит более наполнено, и места выбирает соответственно своим ощущениям…
В путешествие, несомненно, едут за впечатлениями. Кажется, новое место несёт обновление, лёгкость, даёт пищу уму и сердцу. Бывает, что сбегающая к морю дорожка, неожиданный разворот улочки старинного городка, стрельчатая арка совсем незнаметитого или, наоборот, всемирно известного, собора, полукруглый мостик над каналом, очертания фонаря на фоне вечереющего неба дают толчок течению внутренней энергии, дают то, чего на самом деле ждут от путешествий – наполненность и ощущение внутренней свободы.
Этот разворот темы тоже проходит в ритмично насыщенной атмосфере, не вызывая пауз. Всё так. И не так одновременно. Привязывая ожидание насыщенной, богатой впечатлениями жизни к путешествию, к отпуску, мы не замечаем, как то, что мы так ищем, незаметно и безвозвратно протекает мимо. Вот здесь опять остановка.
Дело, наверное, не просто в «любви к родному пепелищу и отеческим гробам», а в неком особом состоянии души, которое всё расцвечивает яркими красками. И здесь мне вспоминается любимое некоторыми историками искусства сравнение стиля, а следовательно – особенности восприятия мира - двух художников – Тёрнера и Констебла.
Джон Констебл |
"Белый конь" |
Интересен данный пример в этой дискуссии вот чем. Английский художник Джон Констебл, известность которого в наше время подтверждается скорее всего тем, что его неизвестные пейзажи, как впрочем и пейзажи его соотечественника Уильяма Тёрнера, были на июльском аукционе Сотбис оценены в размере от 500 до 700 тыс. фунтов стерлингов (от 800 тысяч до 1,1 миллиона долларов), считал, что на самом деле не бывает двух похожих дней и даже часов, даже двух одинаковых листьев. «Шум воды на мельнице, ивы, старые гнилые доски, скользкие столбы и кирпичи. Я так люблю это. Такие сцены сделали из меня художника».
Уильям Тёрнер |
"Родос" |
Манера Констебла значительно отличается от той, что характеризует его современника Уильяма Тёрнера. Тёрнер – один из величайших пейзажистов – много ездил в поисках новых впечатлений, как-то раз даже попросил во время шторма привязать себя к мачте корабля, чтобы сделать карандашный набросок разбушевавшейся стихии. Констебл, напротив, почти не выезжал из Англии, был влюблён в родные пейзажи, поэтому чаще всего писал родной Саффолк и Хемпстед, где он жил, мельницу отца, старый собор, рыбака, строящего лодку, английские сельские пейзажи. Его могла вдохновить световые переливы в облаках, воде, вечерних сумерках, неожиданный ракурс, игра светотени, множество оттенков зелёного цвета в траве, листве, то тенистой, то пронизанной солнечным светом, то трепыхающейся на ветру.
Д. Констебл "Телега сена"
Умение чувствовать многообразие окружающего человека – здесь и сейчас – Мира может быть дарована каждому, кто открывается ему навстречу, кто постоянной работой над собой, чуткостью к себе, к тем, кто вокруг, расширяет резервуары собственной души. Именно мы, наше отношение, наша внутренняя способность одухотворения преображает окружающие нас реалии. Вряд ли бы изображение телеги с сеном стало символом Англии, если бы Констебл не преобразил картину силой своего видения в одноименном полотне. Наш дом, преображённый нашей внутренней силой, может стать и символом, и местом Силы и для нас, и для близких, любимых людей.
Внутренние открытия, утончение восприятия идут вслед за постоянными занятиями йоги, цигун, работой с голосом, танцами, восточными единоборствами - любыми реальными практиками. Реальностью практики Андрей Алексеевич Левшинов называет «периодические и целенаправленные усилия», именно периодические и именно целенаправленные во всём полном значении этих слов. И тогда наполняется человек Силой – и внешней, и внутренней, которую можно ежесекундно выразить в жесте, в позе, в походке, в осанке, в звучании голоса, наполняя пространство звуками чарующей красоты, и даря окружающим возможность счастья и истинной гармонии с собой и Миром.
Тогда и появляется голос силы…