Я родился в Екатеринбурге на Урале. С шести лет я серьёзно занимаюсь самбо и дзюдо, выступал в соревнованиях. Окончил суворовское училище, учился в Военно-космической академии имени Можайского, правда, всего один курс, так получилось. Отслужил год в армии, потом отучился четыре года в Горной академии в Екатеринбурге, потом занялся бизнесом.
Стихи начал писать еще в школе, рисовать, и никогда не прекращал, все мои творческие занятия шли параллельно с учебой, работой, занятиями спортом. Я всегда вёл очень активный образ жизни, и с радостью, всё прямо из души шло я рисовал, писал стихи. Те фотографии, которые вы видите на этой выставке, сняты с помощью обыкновенной фотокамеры. Мне кажется, я выбрал для показа самые достойные свои снимки.
В 2002 году я переехал в Санкт-Петербург, моя жена отсюда. У меня родился сын. Был такой момент выбора: либо я остаюсь жить на Урале и оседаю там, либо я еду куда-то еще. Честно говоря, думал я недолго: неделю. Решили, собрали вещи, переехали сюда. Всё пришлось начинать с нуля. Если на Урале уже были какие-то наработки, связи, то тут надо было всё начинать с самого начала. В этот период я забросил спорт, утратил самоконтроль. Было одно: бизнес, бизнес, бизнес. Ну хорошо, карьеру сделал, четыре года был директором фабрики. Но здоровье... Весил 115 килограмм. Слава Богу, спасибо моему организму, который меня скрутил и привёл к Андрею Алексеевичу. Честно говорю: спасибо. Потому что, узнав, услышав, пообщавшись, пройдя мастер-классы, как многие из вас, сейчас я занимаюсь йогой, 2 курс у меня, я опять всё вспомнил. Представляете, вот всё, о чем я говорил, половина из этого была сном. Благодаря Андрею Алексеевичу опять проснулся. Стал фотографировать. Стал писать стихи. Беру обещание: за год издать сборник стихов. Есть у меня такое в плане, и я думаю, что 2006 год - это как раз тот год, когда я всё это реализую. У меня есть старый материал, у меня есть новый материал, он постоянно пополняется.
Большое спасибо Андрею Алексеевичу за то, что он дал мне возможность осуществить мою мечту - сделать фотовыставку. Здесь немало работ, которые я с трудом отбирал с помощью Нины Левшиновой. Мы всё скомпоновали, отредактировали, и вот что получилось. Надеюсь, всё, что здесь запечатлено, так или иначе найдет отклик. Я вот смотрю на каждую фотографию, она мне что-то даёт. Я увидел облака, снял, верхняя картина, второй ряд, и каждый раз, глядя на эту фотографию, я вижу свет... Она просто светлая, она радует. Вот грусть на душе, подошел к компьютеру, посмотрел - всё прекрасно! Всё-таки, как хорошо - небо, земля, деревья, связывающие нас... Вот в двух словах примерно так. Я надеюсь, что где-то как-то кого-то зацепит. Это здорово! Я рад. То, что увидел я, через фотографию, с помощью Бога, с помощью Андрея Алексеевича, может, увидите и вы, а может, увидите что-то своё...
Может, у кого-то есть вопросы?
Роман, а стихи вы когда писать начали?
С 1991 года.
И уже набралось на сборник?
Больше. Сижу, честно говоря, редактирую.
А фотографировать потом начали?
Честно говоря, я стихи писать и рисовать начал одновременно. В основном карандашом. А цветные фотографии, вы не поверите, собака съела. Я уезжал в суворовское училище, дома меня не было, Академия, потом служба в армии. И когда я приехал, мне показали такие кусочки ватмана. Значит, так надо.
Может, еще у кого-то есть вопросы? Тут многие занимаются йогой. Это очень серьёзное занятие, скажем так, мостик между... как сказать? Андрей Алексеевич правильно сказал: "Жизнь - это одна нога, йога - это вторая нога". И на одной ноге далеко не упрыгаешь.
А что вам йога дает для творчества?
Для творчества? Я написал стихотворение, могу повторить, что написал и что-то добавить. То, что я написал, каждый раз утром, делая комплекс, я останавливаюсь. Останавливаюсь и смотрю на всю эту суету со стороны. Соответственно, вот идя по улице, даже если я занят, я спешу на встречу, меня, предположим, совет директоров, кто-то ждет, если я вижу что-то красивое, я останавливаюсь. Я знаю, что всё равно успею. Фотографирую. Иду дальше. То есть я останавливаюсь. Я научился останавливаться. Это очень важно...
Чувствовать этот момент...
Да. Увидеть и не запечатлеть? Я же этого себе потом не прощу.
Если пропустить такую возможность...
Да. Давайте вот, в частности... Вот эта розовая... Смотрите, как интересно. Вот это начало, это началось на Васильевском острове, когда мы с женой просто ехали, отдыхали. И вот такое на небе я увидел. Не смог. Взял и сфотографировал. Дальше мы поехали на машине до Купчино. И вот в Купчино я увидел вот такую красоту на небе. Представляете? Я просто встал, включил аварийку, вышел на трассу, и давай щелкать. Очень много кадров вот таких - представляете, такое зарево, всё небо! И был такой момент буквально минут пять. Буквально, как пламя. Совсем ярко.
Это всё снято в одно время?
Да, вот буквально за пять минут, даже меньше. Почему всё стало сиять. Я это успел сфотографировать... Или вот этот снимок, например. Ехал на работу, и вот уже вечером увидел такое зарево, просто опустил стекло, холодно, морозно, несколько снимков сделал. Там есть разные, интересные, но вот этот выбрал, можете увидеть. На самом деле я надеюсь, что каждый посмотрев, поймет, как это просто делается, у него в душе что-то проснется, и он сможет сделать то же самое. И так же каждый сможет сделать свою выставку. Я очень люблю смотреть не только свои фотографии... Бывает, идешь, увидел там - я сейчас уже стал смотреть журналы всякие, выставки на интернет-сайтах: вижу, вот, человек поймал! Поймал просто что-то такое вот... Много в жизни красивого. Я думаю, вся жизнь такая, мы просто всё остальное пропускаем. Даже сейчас вот здесь, двигаясь, мы это всё пропускаем.
А расскажите пожалуйста про фотографию в четвертом ряду самую верхнюю.
История снимка простая. Честно. Зашли в Исаакиевский собор. Я люблю по храмам ходить. Просто приятно зайти в храм со своими мыслями. Посмотрел наверх. Поставил фотоаппарат, прицелился. Дернулся. Решил кадр сохранить, а дома стал печатать - классно! На самом деле. Ну согласитесь, классно, да?
А почему у вас такое романтичное всё, лиризма много?
Спасибо. Вы напомнили мне самое главное. Название этой стены - "Небеса обетованные", этой - "Лики природы". А темы? Есть разные темы. Вот, например, дети. Это отдельная тема. За детьми смотреть - ну как вам сказать - весь день смеяться можно. Потому что такое бывает... Ну такое... Можно и смеяться, и плакать одновременно. Есть лица. Есть люди. Вот на этой фотографии объединены две темы: памятники и небеса. "Небеса обетованные", Нина Левшинова подсказала, и в принципе, я считаю, правильно. Храм с небом, они неразлучны...
А здесь тоже две темы: город и природа. Почему "Лики природы"? На самом деле, город, он ничем от природы не отличается. Все животные приспособились к городской среде обитания. Я живя здесь, обязательно выбираюсь отдохнуть - вот это Пушкин, а это - Зеленогорск, это залив, это песчаный карьер в Выборгском районе. Непросто объяснять... Это тоже в тех краях, просто в лес пошли, шли, шли, шли, и вот так получилось. Хорошо. Это тоже Зеленогорск. С утра пораньше это было, прогулка по пляжу, а на обратном пути получилось. Это уникальные кадры. Мост лейтенанта Шмидта. Гулял просто... Ну как не сфотографировать? Прицелился...
Это в какое время дня?
Часов около 12. Ну не знаю, увидел - получилось.
Роман, а вот первая фотография сверху, это перед дождем?
Да, это на катере, на прогулке. Да, это перед дождем. Она получилось - это вид из окна - немного смазанной, но за счет этого она имеет особую ценность. Она получилась как картина. И она в некотором смысле как визитная карточка Санкт-Петербурга для меня. Потому что день пасмурный, дождливый, вода, набережная, мост... Одна из показательных... Вот эта тоже уникальная, на неё смотришь: город во льду. Я не буду объяснять, как это получилось, думайте, что хотите. Реально человек нырнул в подземную такую высоту, а там дома... Все, как положено... Здесь отдыхающие, радуга, лето... Я думаю, это мои впечаления, а у вас будут свои... Вот лебедь, гулял по парку с семьей очень долго-долго-долго-долго, Крестовский остров, стадион. Устал, честно говоря, гулять, заснул, проснулся - лебедь плывёт. Вот, пожалуйста. Все остальные фотографии - ничего не получилось, лебедь получился. Все, вода, глубина, все...
Роман, а как вам удается лирику души соединять с такой точностью в работе?
Хорошо. На этот вопрос я отвечу так, как Андрей Алексеевич в "Беседах о медитации", это сложнокоординированные действия всех моих центров. Я сейчас, во всяком случае процентов на 50 точно, ощущаю двигательный свой центр, инстинктивный, интеллектуальный, эмоциональный, и стараюсь их делать осознанными. Это дает мне, не поверите, большую радость в жизни, большое понимание, радосто от того, что я есть, вы есть. Это классно!
А у вас все четыре центра работают?
Больше первых три. Эмоциональный сложнее отследить, но когда надо, он включается. И тогда спеть можно.
Роман, вы рисовали, а чем вызван этот переход от рисования к фотографии?
Время. Пока я буду рисовать рисунок форматом А4 карандашом, на это требуется дня три... Чтобы качественно нарисовать, чтобы было похоже на фотографию. Просто карандашом можно нарисовать человека, но этого человека надо мучить три дня. Я нигде не учился, просто сам рисовал. Чтобы нарисовать красками - акварелью или масляными красками, нужно месяц, не меньше, чтобы получилось хорошо. Даже Пушкин стихи как писал? Написал, зачеркнул, написал - зачеркнул... Наверное, все видели его дневники, черновики... Здесь, поймал момент, и, к счастью, с помощью техники передал его. И есть такое понятие: намагничивание кадра. Я его заимствовал у Андрея Алексеевича... То есть состояние того, кто это фотографирует, передаётся через фотографию. С рисунком то же самое, но больше такой технической работы... То, что в фотографии делает матрица, которая воспринимает, то в рисунке я делаю рукой... Я когда тренировался, брал фотографию и рисовал по фотографии. Триста раз переделывал, получалось похоже, но всё равно всё другое. Тут больше серьезное творчество.
А чем вы снимаете?
У меня простая фотокамера, почти мыльница.
Вы пользуетесь заложенными там программами.
У меня там пять или семь программ для разных случаев и авторежим, когда снимаешь там при определенной освещенности. Честно говоря, не пользуюсь. Я примерно знаю, чем когда нужно пользоваться, что при таком освещении такая экспозиция, при таком - такая, что при движении там определенную скорость надо делать и в фотопортрете лучше больше выдержку сделать... Ну вот такие нюансы, их-то надо знать. А так, не пользуюсь. Я не считаю себя профессиональным фотографом, возможно, в дальнейшем это можно будет сказать. Но я не связываю себя этим ярлыком, вот увидел - сделал. Каждый это может, точно вам говорю.
Фотографии Романа Сельнихина можно приобрести. Скоро можно будет узнать впечатление о работах Романа Лидии Королевой, которая одной из первых приобрела на выставке его фотографии.
Новости
Клуб
Московская мозаика
Фотографии Романа Сельнихина
Фотоальбом (Клубная встреча 1.02.2006)
|