ГРАНИ МАСТЕРСТВА Предыдущая
Интервью Сергея Андреевича Михайленко (продолжение) Это был тот толчок, который помог нам подняться, помог взлететь. То есть до этого формально клуб существовал, но, так сказать в виртуальном пространстве, то есть не было ни приюта, ни базы… Это был наш первый стационарный зал, вот этот, где мы сейчас разговариваем – это уже постскриптум…Это уже продолжение?Да, продолжение. Андрей Алексеевич помог нам встать на определённую ступенечку, помог вырасти. Он давал нам рекламу на своих выступлениях, рассказывал о нас в своих выступлениях по телевидению, он помогал нам, он поддерживал нас всеми доступными и всеми имеющимися способами.Его помощь осуществлялась во всех формах, которые существуют – это и телевидение,и радио, и статьи в газетах, и специальные листовки. Наши инструкторы работали на его мастер-классах как помощники. Трудно сказать, что было бы с нашим клубом без этой помощи, да и нужно ли? Конкретно помощь была оказана Андреем Алексеевичем, и никем другим.Сергей Андреевич, а сейчас какие-либо творческие взаимоотношения с Андреем Алексеевичем возникают?Периодически да, что-нибудь появляется. С ним, во-первых, очень хорошо общаться и работать. Очень отчётливо, я бы сказал. Конструкция создания проекта простая – у него возникают какие-то задумки, у меня, но у Андрея Алексеевича, сразу скажу – чаще это бывает. И ещё одно: у Андрея Алексеевича период между возникновением идеи и её реализацией – кратчайший. Я в этом отношении совсем другой, я что-то могу делать веками, как будто у меня сто жизней. Мне всё кажется какое-то дело несовершенным, кажется, что можно сделать ещё лучше, а на поверку выходит, что этот процесс бесконечный…
И может не иметь завершения? Да. У Андрея Алексеевича в этом отношении всё по-другому, всё очень чётко. Возникла идея, он решил её воплотить определился – и сделал. Она вся реализована, от и до, по диагонали и сверху- вниз, направо-
налево, задом-наперёд, как угодно, всё – готово!
От творческого вдохновения, от замысла - до воплощения проекта! Вообще у Андрея Алексеевича многому стоит поучиться. Ведь это важно, с кем работаешь, с кем встречаешься в этой жизни, в этой конкретной оболочке. У нас может быть и десять, и сто, и больше жизней, но в этой, конкретной оболочке, под этой звездой, в этом месте с этими родителями, "провокаторами" нашего появления на свет, мы однажды, это однозначно. Это один бывает. Это важно, важно, с кем ты пересекаешься. Их вроде бы много, с кем я пересекался, достойных людей, но вот тех, с кем встретиться-то было бы интересно, и не один раз, и чтобы это это продолжалось, это не так просто. Может, я кем-то встречался, и он мне, допустим, дал автограф, и я его вроде бы знаю.Важно,чтобы было сотрудничество?Да. Вот когда есть сотрудничество, какие-то моменты, и рабочие, и даже творческие – рабочие – это когда черновая работа, творческие – когда уже совсем интересные дела вместе делаем – это вот интересно. Такие у меня сложились отношения с Андреем Алексеевичем. В моём восприятии у него многому стоит поучиться. К тому же он никогда не перестаёт учиться сам, у него потребность такая. Это в моём понимании достойно. Я тоже к этому склонность имею.
Вы тоже не перестаёте учиться? Мне 54 года, я вот дайвингом недавно занялся. , я уже говорил об этом. Но тут всё время разные технические приспособления нужны – маска, баллоны.Вы предпочитаете тренировать умение владеть своим телом?Да, это лучше, это моё. Я всегда учился, и мне было интересно очень многое. Я хотел изучить журналистику, историю, археологию, театр, хотел рисовать, в футбол играть, бороться… Очень интересно жить было, и я благодарен этому времени. У меня трудовая книжка многотомная, я больше девяти месяцев нигде не задерживался.В Лениздате я, правда,больше двадцати лет проработал, но внештатным художником. У меня свободное расписание было. Я приходил, забирал материал для книги, которую надо было оформить, а потом потом приносил его и забирал деньги. И всё – свободен. Год я проработал в театре, но ушёл, потому что мне там очень не нравилась атмосфера. Мне бы не хотелось это комментировать. Кстати, можно сравнить: что такое культура и что такое спорт. Что культурнее, а что спортивнее, я не знаю.А спортсмен знает цену жизни?
На что-то должно быть табу! Люди веками шли к выработке каких-то ценностей, и их нельзя так просто отодвинуть, нельзя делать только то, что хочется. А если мне кто-то не нравится, и я захочу его убить. Допустим, мне скажут: делай, что хочешь, только не убивай. Так есть же разные формы убийства!Хочу сказать, что ни военный, которого учат убивать, ни спортсмен, которого учат нокаутировать, не будут этого делать без крайней необходимости. Да, у них на предохранителе, на десяти предохранителях все системы, и ни одна не будет работать, если к этому нет соответствующих причин.Там есть адекватная оценка происходящего?Да. И точно так же, когда ты преподаёшь, должна быть адекватная оценка преподавания, потому что нужно давать себе отчёт в том, что ты несёшь людям, какую информацию, что она им даёт…Да, и что бы там не говорили о шкале ценностей, она есть. Всегда есть точка отсчета, всегда есть что-то главное в нашей жизни, в нашей работе.Продолжение