Впечатления Ларисы Корякиной
Первые шаги в дзен
О фильме Андрея Левшинова
Первые шаги в дзен мы делаем по мартовскому искрящемуся снегу вслед за Андреем Левшиновым, вглядываясь в тающий на весеннем солнце хрусталь льда, в неоглядность карельских просторов, вслушиваясь в хруст шагов, в слова песни, которая ведёт нас в неизведанный мир собственного познания, постижения себя, в мир нашего пробуждения. "Дзен, - говорит Андрей Левшинов, - ничему не учит, дзен только указывает путь". Если углубиться в значение слова, то "дзен" означает "жизнь", и соответственно "первые шаги в дзен" - это шаги по жизненному пути, сделанные в верном наравлении. Практика дзен предполагает, что человек может достичь пробуждения в своей повседневной реальности, в каждое из мгновений жизни. Андрей Левшинов предлагает начать практические занятия в стиле дзен, например, с хождения на рассвете по обледенелым перилам в двадцатиградусный мороз.
Необычный ракурс кадра позволяет представить, что видит перед собой человек, ступающий на узкую деревянную рейку перил над деревянным настилом, который уводит в обледенелую даль озера... А вот чтобы понять его чувства, ощущения, которые он испытывает, воспаряя над бездной под светлеющим рассветным небом, воображения, скорее всего, недостаточно. Это надо испытать.
В этот момент уходят любые стереотипные представления о собственных возможностях и невозможностях, уходят страхи, уходят надуманные восприятия окружающего, взгляд становится острым и ясным, мысль - концентрированной и целенаправленной, движения - спокойными, выверенными, координированными. Именно в эти мгновения и приходит пробуждение или "переживание ", или контакт с Абсолютом, который, как объеясняет Мастер, может называться по-разному: Бог, Аллах, Брахман, Дао и т.д.
Итак, "первый шаг до саматхи проделан", как поётся в песне, которую для фильма и написал, и исполнил Андрей Левшинов. Саматхи в школе Риндзая делится на четыре уровня.
С первым из них - "нет человека, есть обстоятельства" - знакомы если не все, то большинство. Это происходит, когда вы забываете о себе, поглощённые делами, отношениями, занятиями, телепередачами, наконец, - любыми внешними обстоятельствами. В карельском дзене Андрея Левшинова можно научиться использовать этот процесс для собственного развития. Каким образом?
Проходя круг за кругом по льду Ладоги, все вслед за тренером, постепенно, несмотря на сильный мороз, сбрасывают с себя одежду. Таким образом приходит понимание, что "страдание, уныние, дрожь в теле вызваны рассеянным состоянием сознания", поэтому, чтобы избавиться от них, чтобы отрешиться от потока своих мыслей и ощущений, ученики Андрея Левшинова концентрировали сво внимание на его установках, то есть на внешних командах, которые впоследствии сможет отдавать собственная воля. Таким образом происходитт обучение искусству концентрации и, отделяя эмоции и ум от реакций тела, необходимо приучать психику заниматься только психической, ум - только интеллектуальной работой и т.д.
Второй вид саматхи - "исчезли обстоятельства, остался человек" подразумевает такое состояние сознания, когда человек погружён в себя, ничего не замечая вокруг.
Если ещё раз вслушаться в слова песни, это происходит так:
Углубляю внимание,
Направляю сознание
Внутрь,
Держу равновесье
Между ночью и утром…
Окружающий мир
Исчезает,
Остаюсь я один
В тишине.
Развиваю саматхи,
Понимаю
Зачем это мне…
Умение направлять внимание внутрь подразумевает такую степень концентрации, когда исчезают любые внешние обстоятельства. Андрей Левшинов предлагает для овладения этими состояниями практиковать, например, медитативную ходьбу, при которой необходимо сохранять в стопе одинковые ощущения, вне зависимости, ступает ли ного на лёд или твёрдую землю, или концентрацию на ощущениях в руке, повторяя много раз "моя рука тяжёлая и тёплая". Такая практика позволяет осознанно переносить своё внимание внутрь и удерживать его там столько, сколько необходимо. Это даёт возможность осознать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную силу, и в дальнейшем жить, опираясь на эту свою истинную суть.
Эта суть, эта истина разлита в окружающем мире, в обширности белых далей и покое заснеженных просторов, в стройной гармонии стихий, в мягкости очертаний береговой линии и прибрежных холмов, в искристом сиянии тающего льда, в этом устремлении земных созданий ввысь - будь то тончайшая былинка или величественная сосна, чудом зацепившаяся за каменистый выступ. Эта красота природы. её величественность, тишина, её совершенство, как в малых, так и в больших формах - отражение многосторонности нашей внутренней жизни, нашего умения переключать внимание с внешнего мира на внутренний, останавливать его на тончайших процессах, видеть и чувствовать объёмные, многоплановые образы - такое видение себя и окружающего дают практики дзен.
Ощущение себя, наблюдение за своими психическими процессами, восприятие окружающего и направление внимания на события внутреннего мира открывает третью ступень дзен-практики по школе Риндзай - "нет человека, нет обстоятельств". Предлагая особую дыхательную практику, Андрей Левшинов рассказывает, что в результате человек может придти к возможности управления своей жизненной энергией, своим астральным телом, и эти умения позволят ему ощутить своё единство с Богом, с природой, с Космосом. Что даёт такое понимание? Ощутив своё единство с Богом, войдя в состояние понимания, что он - частица Вселенной, человек, содной стороны, чувствует, что от его действия или бездействия, от каждого его вдоха и выдоха зависит не только его личная судьба, но и судьба Мира, а с другой - ощущает, что и весь Мир создан для него, для него и работает для осщуествления его желаний.
Добро пожаловать в Мир Дзен! Добро пожаловать в Жизнь!