Станислав Фоминенко. Испытайте рассвет...  

Создать такой ручей можно с использованием процессора tap-delay, зная исходный темп всего трека. Для начала отбирается наиболее подходящий сэмпл и загружается в Sone ACID Pro 5.0. При помощи его утилиты beatmapper нужно назначить сэмплу темповую базу, для чего локатор downbeat необходимо установить на место первого явного всплеска воды. Это и будет точкой отсчета темповой базы, относительной, разумеется, поскольку шумовой эффект (в данном случае - ручей) всегда сложно превратить в one shop loop (нециклированную петлю), да еще с определенным темпом. Далее, сэмплу присваивается темповое значение, максимально близкое к темпу произведения, и он выписывается на рабочую дорожку ACID. C помощью delay-калькулятора от Steinberg высчитывается delay time при размере в 1/4. При темпе в 96 bpm значение будет равно 625 ms. На трек с сэмплом вставляется (insert) эффект. Я использовал процессор Spin Audio 3D Delays c презеетом One Tap Single Delay и его значением в 625 ms. Сэмпл расставляется в нужных местах по тактам. Теперь достаточно активизировать в Steinberg Cubase, воспроизводя отлаженный сэмпл ручья. В итоге, всплески ручья будут звучать в определенном ритме, подчеркивая общий темп произведения. Ритмичность можно еще более усилить за счет автопанорамирования. Для этого я использовал VST процессор Luxonix LFX-1310 c настройкой backing autopan (wave=sine, depth=79%, rate=1/4T note) и stereo image (wide=107%, time=L-0,6 ms, balance=R-8,4%).

Для удобства работы пришлось разбить проект на несколько раздельных треков с учётом пространства для последующих crossfade-cвязок. Средний темп варьировался в пределах 72-96 bpm для небольшого динамического развития. Поскольку партии ударных предусматривались лишь в ключевых отрезках, общую темповую динамику можно было удерживать только с помощью калейдоскопа непрерывно изменяющихся pad-тембров. Фактически основным решением явилось использование morphing-эффекта - незаметного перехода одного подкладочного тембра в другой на одной и той же гармонической функции. Этот вариант аранжировки не рассеивал внимание, не мешал тексту быть разборчивым и в то же время давал полную свободу музыкальному развитию. Но пэдов требовалось достаточное количество. Прежде всего был задействован легендарный цифро-аналоговый синтезатор Roland D-50, приобретённый мною ещё в конце 1980-х. Звук его достаточно прозрачный, "с воздухом" и как нельзя лучше подходил для вступления и первой части проекта. Далее - сэмплер E-mu E4X с коллекциями знаков AKAI: XXLarge-800 Pads Zero-G Ambient. Однако, сэмплы от AKAI хоть и добротные, плотные, но очень схожие по структуре тембры, не имеющие какого-либо внутреннего развития. Долго удерживать на них динамику столь объёмного по времени проекта не удалось бы. Поскольку вся MIDI-аранжировка делалась в Steinberg Cubase SX2, для решения этой задачи было трудно найти более подходящий инструмент, чем Spectrasonics Altmosphere. В патчах Ambient, Evolving Moods b Intricate Motion я нашел все необходимые для создания эффекта движения во времени тембры, смикшировав их с падами от AKAI. После окончательного отбора тембров, я прописала в MIDI нужные партии, оцифровал их в Cubase SX, и получил партии уже не в виде MIDIб а аудиодорожек. Morphing осуществил путём crossfade, сделанного вручную. Поскольку партии прописывались с запасом в 6-8 тактов то в момент fade out одной, соответственно поднимался уровень громкости следующей. Более плавными переходы от одного тембра к другому удалось сделать при помощи плагинов от Waves Digital Audio Processors, в первую очередь это Enigma и TransX. Ещё более сгладили места переходов db ProDelay и Reverb 4080L от Timeworks Millenium Pack 2000. Предыдущий тембр ещё продолжал звучать, рассеивался в воздухе или варьировался фильтром, а его место незаметно занимал другой. В этом и состоит суть morphing-эффекта.

Эффекты автопанорамирования создавались при помощи VS’-процессоров Spin Audio 3D Delays 3D и Panner Motion Effects rate depth (cкорость и
чувствительность эффекта), при таком решении треки плавно переливаются из канала в канал, оживляя статичную картину. Для треков перкуссии и
струнных использовал PSP StereoPack VST для расширения стереобазы (пресет space stereo wide), что помогло сделать общую картину звучания
более объемной.

Больше всего искал флейту. Ни в библиотеках Аkai, ни в этнических VS’-cинтезаторах, которых у меня два-три десятка, ни в банках SoundFont (*.sf2)
не было ничего реально рабочего. Конечно, тембры были, и порой очень неплохие, но они скорее создавали эффект присутствия вместо того, чтобы
иметь характеристики солирующего, основного, живого тембра для исполнения партии флейты. Не буду описывать долгие поиски, ушло на них месяца
полтора. Нужный тембр отыскался в Kоrg N5 выпуска 1996 года, как ни странно - он так и называется Arabesque. Очень интересный тембр с большими
возможностями управления посредством velocity и modulation wheel. При достаточном терпении и грамотном редактировании имитирует настоящую
арабскую флейту со всеми тонкостями и нюансами исполнения.

За годы своей работы я собрал обширную базу студийных высококачественных сэмплов для озвучивания саундтреков к фильмам. Они и помогли
создать мистическую, разноплановую атмосферу для медитации. На звуковой плате M-Audio Delta Audiophile 2496 звук оцифровывается очень чисто,
без искажений и помех при рабочих установках проекта (Project Setup) в 32 бит (float) - 96 кГц. С шумовыми и ambient-эффектами я работал в
мультитрековом Cооl Edit Pro v2.0, конечно, не без использованиЯ DX-процессоров. Cеты для перкуссии - bongos, congos, djembes, timbales -
составлял в VS’-инструментах Steinberg HALion v.2.035 и Native Instruments Battery v.2008 из сэмплов ARAI: Mega Drums и World Colour. Кое-что, в
частности breakbeat-петли, очень удобно прописывать в Spectraconics Stylus, используя функцию Groove Control при MIDI редактировании.

Cпустя четыре месяца треки в черновом варианте были готовы. За два дня мы записали 45 минут текста. Имея готовую дорожку с текстом, можно было приступать к завершающей стадии. Почти неощутимая ритмика голоса давала возможность музыке более контрастно подчеркивать смысловую нагрузку альбома, плавно погружая слушателя в процесс медитации. На доработку и сведение музыкального материала мне потребовалось около трех месяцев. Окончательный мастеринг и подготовку альбома к тиражированию делали в студии "M-Records" на базе петербургского отделения Союза композиторов России. Здесь основную нагрузку взял на себя Сергей Муравьев - директор студии. Талантливый звукорежиссер и саунд-продюссер, имеющий долгий опыт работы с подобными большими проектами, он помог придать диску соответствующий содержанию звуковой дизайн. Работали в MAGIX Samplitude v7.22 через английский пульт Studio Vaster 2416. Звуковая плата компьютера MOTU2408, основные процессоры для мастеринга - TC Electronic Finalizer и Lexicon Aural Exсitеr, акустика - Genelec 103 fa.

Презентация диска "Шавасана" состоялась осенью 2002 года. Этот альбом открыл путь целой серии дисков с музыкой для медитации.


Начало
Продолжение
Что нового на сайте
Главная



Сайт создан в системе uCoz