Впечатление недели Ларисы Корякиной
Прекрасные мгновения Дарьи Бакановой
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» - эта ставшая крылатой фраза гётевского Фауста как нельзя лучше может рассказать о том, чем по сути своей занимается и любит заниматься Даша Баканова. А чтобы читателю стало более понятно, каким же таким таинственным образом Даша заставляет остановится прекрасное мгновенье, расскажу, что познакомились мы с ней на мастер-классе Андрея Левшинова «Искусство фотографирования». Вернее, не так. Познакомилась я с ней – если под знакомством понимать общение – позднее, примерно через полгода, когда Даша пригласила меня на свою персональную фотовыставку, проходившую в уютной атмосфере клуба-кафе в спорткомплексе «Олимпийский». Но об этом чуть позже. Сейчас скажу только, что выставка называлась «Раints of music», что можно перевести как «Музыкальные картины» или «Нарисуем музыку»…
На «Искусстве фотографирования» Дашу я впервые увидела. Общения там у нас с ней не случилось, ибо это самое общение между участниками мастер-класса спонтанно возникало, если они работали в паре друг с другом, выполняя предложенные нам задания.
Андрей Левшинов открывал нам фотографирование не просто как фиксацию неких жизненных процессов или событий, а как один из способов самораскрытия и познания себя, мира, другого человека. И занятия наши были наполнены, в том числе, попытками увидеть в другом что-то, чего человек о себе ещё не знает, увидеть и показать – ты можешь быть таким! И таким! И вот таким! Чуть меняется поворот головы, чуть выше устремляется взгляд, чуть озаряется лицо улыбкой – и вот перед вами ЧЕЛОВЕК, дарующий миру какую-то сокровенную весть о себе, о своей истинной сути. Так менялось передо мной лицо Даши, когда фотоаппарат оказался в руках Левшинова, и он показывал нам, как нужно работать, чтобы человек раскрылся перед камерой, отбросил свои повседневные маски, свои роли, и показал искромётную игру своей богатой внутренней силы. Я наблюдала процесс, который только что внутренне пережила сама, вспоминая как менялось моё собственное состояние от этих едва заметных – внешних и внутренних – движений, которые я делала, следуя за голосом фотографа: смотрите сюда, поднимите подбородок, думайте о том-то… И когда я взглянула на экран фотоаппарата, чтобы посмотреть, что же получилось в результате этих действий, я увидела СЕБЯ – такой, какой я себя ощущала внутри и ещё не умела проявить снаружи, такой, какой никто из доселе фотографирующих меня увидеть не смог.
В тот миг, когда строгое выражение Дашиного лица сменилось вспыхнувшей и осветившей её улыбкой, вслед за щелчком фотоаппарата, я ощутила в ней ту искромётность, ту неудержимую жажду жизни и самовыражения, нерастраченность и глубину восприятия, которыми щедро озарялись, наполнялись её фотографии. Наверное, они являются продолжением этой её радостной, юной и ищущей воплощения сути. Сама о себе Даша говорит так: «Я пишу свою МИР, меняя своё сознание, отходя от стереотипов общества», самовыражаясь через фотографию и танцы, загадывая желания и занимаясь их реализацией, прислушиваясь к внутреннему голосу и блокируя негативные факторы воздействия».
Её фотокамера часто фиксирует детали: необычность состояния, жеста, ракурса, сюжета, неожиданность, внешняя или внутренняя, – эмоциональности, художественности, динамичности или, наоборот, некой статичности проявления окружающей нас реальности. Через эти детали, через эти фрагменты Мир проявляется неожиданно целостным и начинает играть новыми красками, в нём открывается глубина, объёмность, открывается яркость, новизна и та удивительная свежесть, которая струится в воздухе жарким летом после дождя…
Вот девушка, подхватив нарядное платье, босиком танцует на лугу и поёт. Непринуждённость позы, развёрнутое к зрителю задорное лицо – и она словно на мгновение застыла в движении танца, на миг замолкла, повернувшись в нашу сторону – и в следующую долю секунды, которую наши предки называли «сигом», она оттолкнётся от земли непринуждённо-уверенным движением, взлетит в стремительном прыжке, и вновь польётся в пространстве её песня…
Или вот солистка держит микрофон. Привычный жест, привычная картинка. Необычно лишь то, как она держит его - нежно и бережно, - как трепетно, едва касаясь, её пальцы окружают его, словно бутон нераспустившегося цветка…
«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», - этой цитатой британского искусствоведа Уолта Пейтера сопровождался анонс Дашиной фотовыставки. “Paints of Music” – таково её название – это музыкальные стоп-кадры, остановившиеся мгновения прекрасного. Дарья рассказывала, что музыка помогает ей находить вдохновение. «Я не мыслю творчество без волшебных звуков любимых мелодий. И для меня очень важно делиться своим видением и настроением с любимыми и близкими людьми, со всеми, кто может проникнуться ритмами и музыкальностью жизни!»
Участие в съёмках для дебютной выставки Дарьи Бакановой приняли лучшие джазовые, соул коллективы и исполнители России и других стран, среди них Imani Uzuri, Non Cadenza, Big Beat Jam Session, Трио Олега Бутмана и другие. Учитывая камерность выбранной темы, место проведения выставки (как уже упоминалось, это клубное кафе спорткомплекса «Олимпийский»), её решено было провести в формате слайд-шоу, что позволило сопровождать фотохудожественные мгновения музыкальными и совместить, казалось бы, несопоставимые жанры в единую смысловую композицию.
Музыка в Дашиной жизни существует ещё в одном из своих воплощений - в танце. Сама себя Даша называет «танцующий фотограф». Танец для неё тоже способ воплощения её внутренней тяги к свободе самовыражения. У Танца, как считает Дарья, нет рамок, нет границ, так же, как у Любви и у Жизни. Её «танцевальные» фотоальбомы несут это ощущение наполненного внутренним ритмом пространства, в котором словно размыты, раздвинуты привычные очертания, пространства, насыщенность и упругость которого словно бы вторят динамике танца. И опять Даша останавливает мгновения, словно показывая нам то, что трудно заметить невооружённым глазом, то, что ускользает от привычного взора, то, что расширяет наши представления о себе и мире, показывая нам, пробуждая в нас «чувства вечные», пробирающие до дрожи, заставляющие сильнее стучать сердце, заставляющие расцветать окружающий мир новыми красками, новыми звуками, новыми смыслами.
Итак, Дарья поднимает фотоаппарат, глядит в объектив… «Остановись мгновенье, ты прекрасно!», - мгновение останавливается вслед за щелчком фотоаппарата, останавливается, чтобы тут же пробудить к жизни новое мгновение, не менее, а может, и более чарующее, мгновение, в котором запечатлённая суть начинает новый виток бытия…
Р.S. Страница Даши Бакановой в Контакте