СЕРГЕЙ МИШЕНЁВ
"ВЕРНОСТЬ РОМАНТИКЕ БОЯ"
Есть очень хорошее определение. Артистическое фехтование - это боевое искусство, изображённое силами искусства художественного. Арт-фехтование стало быстро развиваться в Европе в 50-х годах ХХ века. Родина его - Европа, в первую очередь - Франция, где традиционно огромен интерес к истории своей страны, к воссозданию антуража времён рыцарских походов и правления блестящих королевских дворов. Поэтому не случайно, что первые международные чемпионаты по арт-артфехтованию начали проходить именно во Франции.
Позднее в этот процесс вовлеклись Италия, а затем - Германия, страны со своими особыми фехтовальными традициями. Вообще, особые национальные признаки фехтования в разных странах различны и весьма интересны. Например, в Гермнии развивалось направление так называемого мензурного фехтования - когда неподвижно стоящие противники своим оружием стараются нанести шрамы на лица друг друга. В Германии сейчас это направление сохраняет профессор Андрей Брикс - один из трёъ последних профессоров фехтования, сохраняющих этот вид... Россия долгое время оставалась в стороне от общеевропейского процесса развития ретро-фехтования. И лишь в последнее время увеличивается заинтересованность в этом направлении.
Номер "Новая Галатея". Исполняется на старинной городской площади в Пиоббико (Италия). Сергей Мишенёв и Галина Чернова.
Примечание С.Мишенёва: "Бой, на наш взгляд, устарел, но сюжет по-прежнему актуальный!"
А как познакомились с ним Вы?
Я не знакомился... Всё произошло так, как часто и бывает у нас в России - мы начинаем чем-то заниматься - а потом оказывается, что на Западе уже существует целое течение, есть определённые правила, выросли специалисты.
Так получилось и у меня. Когда в 90-х годах я ушёл из большого спорта и вернулся в классику - меня снова стали приглашать ставить боевые сцены с фехтованием для спектаклей, кинофильмов, различных шоу-программ для праздников. Мы многое начинали делать впервые. И сразуже проявилось требование разницы в подходах. В фехтовании как в спорте важна скорейшая победа. А зрителям нужно красивое шоу, им надо показать, может быть, даже и специально удлинив его по времени, напряжённый зрелищный поединок, в ткань которого должны быть органично вплетены драматические элементы, позволяющие проявиться характерам действующих лиц...
В России не было серьёзной школы таких постановок, нам многое пришлось постигать впервые, на практике. Кстати, именно мы ещё в 1989 году впервые в СССР поставили шоу-программу "Рыцарский турнир"! Получилось столь удачно, что нас стали приглашать делать аналогичные шоу на различных праздниках... В дальнейшем мне очень помогло театроведческое образование, полученное в Академии Театрального искусства. И лишь затем выяснилось, что всё то, чем мы занимаемся, в Европе уже развилось в самостоятельный вид спорта, и по нему даже проводятся международные чемпионаты.
На съёмках фильма "Александр. Невская битва"
Вы принимали в них участие?
Да. Но когда мы приехали на такой чемпионат в Германию в первый раз, то смогли занять только четвёртое место. Расстроились, конечно, но зато многое поняли. И в дальнейшем спортсмены нашей Школы выступали всё более и более успешно. В итоге я стал серебряным призёром Чемпионата мира, который проходил в 2008 году в Италии, в Сан-Марино. В этом году мы снова собираемся принять участие в чемпионатах, которые будут проходить в Италии и Германии. Параллельно продолжаем учиться у лучших европейских специалистов, участвуем в международных семинарах.
Помимо международных спортивных соревнований и преподавательской работы Вы успеваете ещё работать и в театре. и в кино...
Ну, моя кинокарьера более чем скромна - всего около десятка фильмов. У настоящих каскадёров участие в кинокартинах исчисляется сотнями эпизодов. в кино работать невероятно интересно, но беда в том, что картины со сценами фехтования сейчас снимаются очень редко. Ретро-картины требуют намного больших затрат и времени, и денег, чем съёмки на современные темы, с эпизодами всех этих примитивных драк и мордобоев.
Выступление: С.Мишенёв, С.Култаев
Так что по сравнению с профессиональными каскадёрами я, скорее, любитель. Ещё бывает, что мой взгляд как специалиста на сцену боя очень сильно отличается от того, как это изначально представлял себе режиссёр. И, к сожелению, не всегда подход создателей фильма к теме фехтования достаточно серьёзен, чтобы в полной мере раскрыть это искусство и решить большие художественные задачи.